БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МАРКЕТИНГА, МЕНЕДЖМЕНТА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ОСП БНТУ ФММП

Как это – преподавать онлайн? Интервью с Якушенко Ксенией Валентиновной

Студенты активно рассказывают про онлайн-обучение в своих социальных сетях, и нам стало интересно, как же чувствуют себя преподаватели в онлайн-преподавании.  Мы попросили заведующую кафедрой «Маркетинг», кандидата экономических наук, доцента Якушенко Ксению Валентиновну поделиться своими впечатлениями о работе в сложившихся обстоятельствах. 

Можете рассказать про свой обычный рабочий день на дистанционном преподавании? Во сколько он начинается и что в себя включает?

Каждый день не похож на другие. Если вчера мне необходимо было проводить лекцию в онлайн режиме, то сегодня я уже вплотную работаю с дипломниками-выпускниками. Исходя из этого, и планирую рабочий день.

До 9 утра готовлю ежедневный отчет по своей кафедре. Связываюсь по вайберу с преподавателями, узнаю как их здоровье. Далее обзваниваю преподавателей кураторов, и они в свою очередь сообщают мне как самочувствие у их подопечных в группах. После отчета по здоровью готовлю отчет по занятиям кафедры, проведенными накануне. Это также достаточно объемные сведения по каждой дисциплине и группе: время проведения занятия и общее число присутствовавших онлайн студентов. Данные сведения я отправляю по электронной почте в деканат.

Если в этот день провожу лекцию, то за пару часов тестирую систему, микрофон, проверяю презентации и еще раз пересматриваю материал к лекциям. Часто ищу фильмы по конкретной теме и «заливаю» их в учебные материалы.

С выпускным курсом общаюсь немного в другом формате: по электронной почте и мессенджерам. Так быстрее возможно передавать информацию и она не теряется. Дипломники выполняют соответствующую работу по диплому и пересылают мне. Потом сообщают на вайбер, что доставили информацию. Я сразу реагирую, проверяю материал и отсылаю им свои замечания. Таким же форматом пользуюсь при работе с магистрантами и аспирантами. Это уже взрослые люди, которых мотивировать по сути не требуется. Они сами выходят на контакт и отслеживают сроки выполнения заданий.

Мой рабочий день в дистанционном формате начинается в 8 утра и заканчивается далеко заполночь. Так как помимо преподавания, за мной находится целая кафедра, которая должна работать бесперебойно, хоть и в необычном формате. Преподаватели могут находиться со мной в контакте 24 часа в сутки, за что им очень благодарна.

Какими программами вы пользуетесь для преподавания сейчас? Было ли трудно их освоить?

На данный момент пользуюсь базовой программой, принятой в БНТУ, а именно Microsoft Teams. Я и мои коллеги кафедры «Маркетинг» положительно оцениваем данную электронную платформу. И даже настолько к ней привыкли, что со студентами контактируем только в ней: быстро, удобно и видно сразу, кто тебе пишет или звонит.

Поначалу, как и все новое, формат взаимодействия был непривычен. И главная трудность для меня, как заведующего кафедрой, было решить вопросы управленческого характера. На тот момент почти вся кафедра находилась на изоляции, в том числе и учебно-вспомогательный персонал. Я почти сутками несколько дней подряд отвечала на вопросы преподавателей, доводила рекомендации системных администраторов и деканата, делегировала полномочия, составляла отчеты по занятиям. И все это в онлайн режиме. Но после тестирования платформы и проведения первых занятий онлайн наша работа пришла в привычное русло. Для меня это был уникальный опыт.

Кроме Microsoft Teams я активно использую Goggle формы, электронную переписку, Zoom, мессенджеры и социальные сети. Мои студенты знают, что я всегда отвечу на любой вопрос на любой платформе. Совсем недавно ко мне  в Telegrame обратился наш иностранный студент из Узбекистана, который не может приехать в Беларусь. При смене пароля в Teams он забыл его и не мог посещать онлайн занятия. В течение суток я связалась с системным администратором, который сгенерировал новый пароль. Теперь студент опять вернулся в систему.

Возможен ли вариант проведения сессии в дистанционной форме?

Это достаточно спорный вопрос. Многим кажется, что в данной форме проведения сессии нет ничего сложного. Однако с юридической точки зрения, возникает много проблем. С этими вопросами сталкиваются не только белорусские, но и другие мировые ВУЗы.

Для экзаменационного процесса очень важным является механизм идентификации личности и возможность понять, точно ли по ту сторону экрана человек отвечает сам, без каких-либо подсказок. Но здесь надо сказать, что благодаря правильному решению ректората БНТУ о выборе платформы Microsoft Teams, работники и студенты могут использовать корпоративную учетную запись. Она позволяет создать уникальный цифровой след каждого участника платформы и идентифицировать в той или иной степени личность присутствующих на аттестации.

В организации устных защит выпускных квалификационных работ я вижу иные риски: возрастание объема технических работ (настройка и администрирование вебинаров, запись и хранение большого объема видео проводимых защит и прочее) и непривычность формата для работодателей, которых любой вуз обязан привлекать для проведения государственной аттестации. Необходимо также организовать процесс с получением рецензий от внешних лиц (здесь скорей всего должен быть решен вопрос о распространении электронной цифровой подписи).

Одновременно с этим важна сильная техническая поддержка: стабильное интернет-соединение, качественная работа электронных платформ. При этом в разы увеличивается время принятия экзаменов, а нормы времени для преподавателей в этом случае остаются прежними. Также неясен механизм внесения отметок в зачетные книжки. Встает вопрос о  разработке форм электронных ведомостей и электронных зачетных книжек.

Однако считаю, что с такой сильной командой сотрудников в БНТУ возможно внедрить любые инновационные методы дистанционной сессии.

Если экзамены и зачеты будут проходить в режиме онлайн, как можно избежать списываний в таком формате?

Если рассматривать опыт наших ближайших коллег из российских Вузов, то можно выделить основную мысль: переход на дистанционные образовательные технологии позволит сделать следующий шаг в обучении студентов — оценивать их мышление и понимание, а не проверять их память. А для этого необходимо изменять содержание вопросов и заданий на аттестации, при которых проявляется максимум компетенций обучающегося. На мой взгляд, это основное требование для проведения экзаменов и зачетов в режиме онлайн.

Если рассматривать с технической точки зрения, то необходимо попросить студента находиться в отдельной комнате, спиной к выходу. На экране должны быть видны руки студента и стол, за которым он находиться. При ответе на вопрос студент должен смотреть прямо в камеру.

Однако такие «идеальные» условия смогут создать не все студенты. Тогда возникает вопрос об индивидуальном подходе к принятию аттестации. Также важно присутствие на экзамене или зачете специальных людей — прокторов. Их обязанность идентифицировать личность студента.

Онлайн преподавать сложнее, чем оффлайн? Что для вас оказалось самым сложным в этой ситуации, а что, наоборот, показалось простым?

Скорей всего, так оценивать нельзя — проще или сложнее. Преподавать онлайн — это просто другой способ подачи материала, иное взаимодействие со студентами. Ты можешь находиться дома, в уютной обстановке с чашкой кофе в руках, но одновременно с этим время преподнесения материала резко сжимается. В аудитории преподаватель может активно общаться со студентами, задавать вопросы, дать им время на обдумывание решения, может разделять группу на мини-группы, однако в онлайн режиме производить такие методы взаимодействия с аудиторией крайне сложно. Поэтому и материала готовить на такую лекцию необходимо больше. Также достаточно сложно держать аудиторию в постоянном напряжении — студент в любой момент может уйти из эфира, объяснив это потерей интернет-соединения.

Мои коллеги скучают по встречам со студентами в реальном времени. Скучают по их улыбкам и энергии, которую ты получаешь и которой всегда подпитываешься.

Онлайн обучение – это, возможно, наше недалекое будущее. Какие вы видите недостатки и преимущества в таком процессе?

Действительно, онлайн обучение — это наше будущее. Но я как позитивный человек, хочу сейчас обратиться к нашим студентам.

Дорогие наши студенты! Проблемы, которые ставит перед нами реальность, мы будем обязательно решать. Мы просто просим немного вашего понимания в этих вопросах. Не всегда мы быстры в своих решениях, но главное, что мы стараемся для вас и вашего будущего. Давайте попробуем пережить эти времена вместе. Потому что ФММП БНТУ — это семья!

 

Мы в социальных сетях

Задать вопрос факультету

Уважаемые абитуриенты! Если у вас есть вопрос к представителям факультета — вы можете задать их на этой странице.
Ознакомится с ответами на наиболее популярные вопросы можно здесь.

Контакты

Белорусский национальный технический университет
Факультет маркетинга, менеджмента, предпринимательства

Адрес: Республика Беларусь, 220013 г. Минск, пр. Независимости, 67, учебный корпус 18

Телефон: 8 (017) 293-93-09
Факс: 8 (017) 292-75-32
E-mail: fmme@bntu.by